В этой рубрике мы рассказываем про то, что такое обогащение среды и почему оно важно для современного зоопарка и аквариума
Для поддержания интереса таких высокоорганизованных животных, как шимпанзе, зоопаркам необходимо постоянно изобретать всё более интерактивные способы обогащения, которые затрагивают когнитивные способности обезьян.
Обогащение может выглядит искусственно, как, например, подвешенная под потолком пластиковая бочка с отверстиями, из которой шимпанзе могут доставать корм палочкой – но благодаря особому устройству оно позволяет стимулировать естественное поведение животных.
В зоопарке Киотский городской зоопарк группе шимпанзе было предоставлено экспериментальное обогащение. Авторы задались целью стимулировать и поддерживать интерес шимпанзе к обогащению на высоком уровне. Это обогащение включает в себя сразу несколько категорий: визуальное, звуковое, когнитивное.
Обогащение – интерактивная проекция на стены и полы внутреннего вольера животных с изображением леса и дополнительными подвижными нарисованными объектами. Проекция была изготовлена специальными инженерами и художниками.
Как и шимпанзе, так и посетители могли управлять поведением изображений. Например, когда посетители двигали специальный «буй» у вольера, то на экране помимо леса появлялись изображения самих шимпанзе в зоопарке. У шимпанзе в вольере также были установлены специальные буи, которые позволяли им двигать изображение на полу. Также в вольере были установлены сенсоры и когда шимпанзе перекрывали сенсоры более, чем на пять секунд, то на экране на стене появлялось изображение нарисованных подвижных капель дождя. В то время, если шимпанзе проходили быстро мимо сенсора, то на экране появлялись изображения подвижных насекомых. При движении буев или заслонении шимпанзе сенсоров воспроизводились отдельные звуки музыкальных инструментов. Дополнительная непредсказуемость достигалась тем, что шимпанзе и человек могли одновременно двигать каждый свой буй. Это заставляло изображения двигаться в разные стороны.
Исследователи решили оценить эффект нового обогащения на поведение группы шимпанзе. Выяснилось, что в период предоставления экспериментального обогащения группа больше времени проводила во внутреннем помещении, где был установлен экран. Двое шимпанзе взаимодействовали чаще других с установкой. А один молодой шимпанзе во время взаимодействия с обогащением проявлял игровые формы поведения.
Таким образом, исследователи показали, что подобное новое обогащение не снижает уровня благополучия шимпанзе, а наоборот, указывает на их высокое предпочтение использовать новое обогащение. Привыкания в течение всех дней наблюдения обнаружено не было. Основной вывод, который делают исследователи, что взаимодействие зоопарков с художниками и инженерами открывает новые горизонты развития эффективности способов обогащения среды.