Время быстротечно. Но разумное, доброе, заложенное в результатах труда людей своего времени, остаётся в вечности как опыт поколений. И этот опыт бесценен. Примером тому может служить история развития юннатского движения в России.
Начало юннатскому движению дала Биостанция юных натуралистов (БЮН) под руководством Б.В. Всесвятского, и параллельно с этим осенью 1924 года был создан кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ). Тогда Зоопарк (до того Зоосад) перешел в ведение Наркомпроса, началась реорганизация его из развлекательного в научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение. Первым делом были созданы: отдел научных исследований, экскурсионное бюро, кружок юных биологов и семинары для учителей. Зоопарк стал, по мнению профессора М.М. Завадского, со своим животным населением, вольерами, прудами и прочим оборудованием обеспечивать разнообразную научно-исследовательскую работу в области биологии. Зоопарк оказывал огромную помощь школе и высшим учебным заведениям. Богатый животный мир зоопарка был источником знаний для детей дошкольного и школьного возраста и дал возможность студентам и ученым проводить научно-исследовательскую работу.
Научная работа КЮБЗа и всего юннатского движения связана с Петром Александровичем Мантейфелем и Петром Петровичем Смолиным, которые внесли большой вклад как в научные достижения Московского зоопарка, так и юннатского движения в целом.
В августе 1956 года на ВСХВ состоялся 1-й Всероссийский слёт юных натуралистов. На слёте детально обсуждались проблемы опытнической работы и ее роли в юннатском движении.
В августе 1958 года в Москве на ВСХВ проходил Всероссийский слёт юных натуралистов, посвящённый 40-летию юннатского движения. Слёт открыл Министр просвещения Е. И. Афанасенко, его заместитель М. П. Кашин сделал доклад на тему «Развитие юннатского движения и достижения в работе юных натуралистов».
Рубеж 80-х и 90-х годов был периодом становления детского экологического движения России, которое, по сути, продолжало традиции юннатского движения.
Активно проводилась «экологизация» учреждений дополнительного внешкольного образования детей. Изменения проходили и в системе российского образования. Во многом юннатское движение в 1990-е годы сохранилось благодаря поддержке Алексея Константиновича Бруднова – начальника Главного управления внешкольного дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации. Он был сторонником того, чтобы мы перенесли из прошлого опыта в будущее самое лучшее, самое значимое. Им уделялось большое внимание социальной роли дополнительного образования детей, творческой самостоятельности детей и педагогов. К этому времени сфера внешкольного воспитания была преобразована в сферу дополнительного образования детей. Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 году, также уделял большое внимание дополнительному образованию детей, гарантировал его бесплатность (эти достижения позже были утрачены в новом законе, принятом в 2012 году).
Жизнь показывает, что любые изменения в стране находят свои отражения в судьбах людей и территорий, и всего того, что находится в их пределах. «Лихие девяностые», судя по отдельным событиям, пришлись и на годы ХХI столетия.
Законодательство Российской Федерации меняется, и правительство страны делает все для того, чтобы благородное дело, начатое нашими предшественниками, продолжалось и следующими поколениями.